кейс HWD tech
История провала
Как мы сделали идеальный тайм-трекер,
но наш стартап все равно прогорел.
15-02-2019
кейс, стартап, история
Время чтения: 5 минут
Где мы применили полученный «очень дорогой» опыт, почему все равно гордимся проектом Tik Tok Coach и что надо делать, чтобы не пойти по нашим стопам. Оригинал статьи мы опубликовали на vc.ru и почитать его с комментариями можно по ссылке.
Сеть кормит нас «историями успеха», забывая о такой штуке как «ошибка выжившего». В этих историях все выглядит так просто и естественно, но мы же понимаем, что так бывает не всегда. Нам советуют «никогда не сдаваться», не думая о том, что иногда разумнее отступить и сохранить свои ресурсы, нежели распылить все, лишившись возможности восстановиться.

Именно об этом мы хотим поговорить с вами сегодня на примере нашего собственного неудавшегося стартапа. Сейчас наша компания Hello World! Technologies занимается разработкой веб-приложений и ПО на заказ, но было время, когда мы, как и многие до нас, мечтали создать нечто СВОЁ.

Мы не боимся рассказывать и нам не стыдно за то, что это стало оглушительным провалом в нашей работе. Кто-то воспринял бы его как катастрофу. Но мы превратили его в урок, пусть и дорогостоящий, в полезный опыт, которым стоит поделиться. Это «архивная» история, актуальность которой только растет вместе с количеством появляющихся стартапов.

Что за продукт мы сделали?
Tik-Tok Coach - это онлайн трекер рабочего времени, идея создать который появилась у нас в 2011 году. Tik-Tok Coach — это приложение и веб-портал, позволяющие вести учёт рабочего времени, делать скриншоты рабочего процесса, ставить задачи и прицельно оценивать труд каждого сотрудника.
Откуда пришла идея?
Задумка данного стартапа выросла из нашего собственного опыта. В сфере IT едва ли не все компании рано или поздно пытаются сами написать свой тайм-трекер и систему управления проектами. И в целом для программистов работа под трекером – привычная вещь.

Но мы тогда, в 2011 году, решили мыслить шире и сделать Tik Tok Coach проектом «для всех» - чтобы пользоваться системой учета рабочего времени могли в совершенно разных компаниях, далеко за пределами IT. Логическая цепочка стандартная: если на Западе это распространено, а в России нет – почему бы и не попробовать?
Плюс, мы были уверены – и во многом, не зря – что всякий руководитель мечтает знать правду о том, что делают его сотрудники за компьютером в рабочее время. Как вы думаете, что мы не учли?
Подумайте хорошо…

Не спешите…

Упс! Правильно.

Тот факт, что всякий руководитель мечтает «наблюдать» за своими сотрудниками так, чтобы никто об этом не знал. Не считая того, что это преследуется по закону, мы и с морально-этической точки зрения такой функционал добавлять не собирались. О том, как это отразилось на нашем стартапе, читайте ниже.
Кроме того, на поверхности лежала еще одна проблема, с которой сталкивается большинство трудящихся: если нет трекера – пожалуйте писать отчеты. Эти вот жуткие письменные отчеты о каждой минуте своего времени, проведенного на работе, регулярные сочинения «Что я делал в этом месяце?». Нет отчета – нет зарплаты. Учитывая, что никто их потом не читает – вдвойне жаль убитого времени. Это, в нашем понимании, можно расценивать как запрос «со стороны сотрудников». (И кстати, во многих компаниях в этом смысле с 2011 года ничего не изменилось – все те же отчеты, все та же бессмысленная трата времени).

Совокупность этих факторов стала для нас исчерпывающей мотивацией для того, чтобы стартовать проект.
Самое интересное. Почему наш расчет не оправдался?
Во-первых, как мы уже сказали, да, работодатель мечтает знать, что делают его сотрудники за компьютером, но он хочет получать эту информацию негласно. Чтобы никто не знал, что вся деятельность мониторится. Сказать в открытую сотрудникам о том, что их работа проверяется/будет проверяться таким образом многие попросту боятся. Как мы поняли, что работодатели хотели бы тайную систему наблюдения? У нас постоянно были предложения формата «Давайте вы добавите в ваш Tik Tok Coach еще вот такой вот функционал, и чтобы про этот функционал никто не знал». Когда отвечали «Нет, мы этого делать не будем», нам говорили: «Тогда спасибо, нам это не интересно».
Проблема №1. Нашу систему «видят» все сотрудники, они самостоятельно ее запускают, садясь за работу и выступают как активные пользователи. Соответственно, у работодателей попросту были страхи, что «коллеги не поймут». Плюс, большое сопротивление было со стороны менеджеров среднего звена. Возможно – опасались, что низкая эффективность их сотрудников дискредитирует их как руководителей.
Во-вторых, мы просчитались с тем, что та аналитика и те закономерности, отраженные на графиках в Tik Tok Coach, которые для нас были совершенно очевидны, заметны и понятны, ничего не говорили клиентам. Для них это была не возможность исследовать эффективность сотрудников, делать выводы о том, кто более продуктивен и пр. – а просто непонятные графики. Как мы ни старались – убедить в пользе такой статистики для компании нам клиентов не удалось.
Проблема №2. Не все умеют читать графики. Надо учитывать, что функционал, который кажется вам полезным и очевидным, для пользователей может оказаться попросту непонятным.
Третий наш промах заключался в том, что мы порой игнорировали запросы пользователей, которые могли бы нам дать в будущем конкурентное преимущество. Когда проект перешел в активную фазу – это был 2013 год. Еще до «эпохи мессенджеров» один из клиентов попросил добавить в Tik Tok Coach чат, чтобы сотрудники могли общаться между собой. Мы отказались от идеи, объясняя это тем, что есть Skype и он более распространен. Пользователи говорили нам, что это их не устраивает, и чат им необходим, но мы игнорировали этот запрос, считая, что Skype вполне достаточно. Мы решили углубиться в то, чего по нашему мнению было недостаточно – а именно написать свою систему управления проектами. Как мы уже говорили, рано или поздно всякая IT-компания пишет свою систему и рано или поздно от нее отказывается.

Если бы мы прислушались к пользователям, возможно, смогли бы занять нишу до того, как «взлетел» корпоративный мессенджер Slack. Если бы мы сосредоточились на интеграции нашего трекера к любой уже существующей и популярной системе управления проектами, то, наверное, эффект был лучше.
Проблема №3. Мы слышали запросы пользователей, но игнорировали их, считая неоправданными. Вместо этого мы замахнулись на совершенно другую задачу, и оказалось, что ее решение никому не нужно.
Читать еще:
Материалы, которые могут вас заинтересовать.
Самое интересное – II. Что мы советуем, чтобы избежать ошибок? Lean Canvas
Напомним, на дворе был 2011 год. И мы в то время про такую штуку как построение бизнес-модели по методу Lean Canvas не знали. А сейчас категорически рекомендуем им пользоваться. Это очень полезный метод, который заключается в визуальном построении модели продукта, и позволяет оценить ключевые факторы успеха, быстро найти слабые стороны вашего бизнес-плана и т.д.

Согласно этой методике, у нас налицо классическая ошибка – нет ответа на вопрос «Какую проблему клиента мы решаем?». Как мы уже выяснили, проблема не в том, что человеку нравится «подглядывать» за сотрудниками.

А в чем? Тут можно построить немало теорий. Возможно, руководителям надо просто показать таким образом свою власть. Или им нравится, что они в любой момент могут все проконтролировать. Или им действительно нужна «тайная» система наблюдения. Это по-прежнему вопрос.

Таким образом, с точки зрения Lean Canvas у нас не было проблемы, которую мы собирались решать. Если бы мы тогда были знакомы с этой методологией, то сэкономили бы кучу времени и денег. Поэтому рекомендуем: гуглите, читайте, смотрите, изучайте. Например, здесь:

Что еще мы советуем? Проверять и советоваться
Можно было бы провести предварительный «эксперимент», «полевые испытания» - попытаться внедрить на предприятии какой-либо уже существующий подобный сервис. Например, в то время уже был «Тайм Доктор». Разумно было бы просто попробовать внедрить чужую систему, понять возражения пользователей, проанализировать и только после этого принимать решение о разработке.

В нашем случае налицо наивность. Несмотря на опыт, был расчет, что все получится, все «вот щас» взлетит. Несмотря на то, что с технической точки зрения мы до сих пор можем гордиться проделанной работой, она не принесла тот результат, за который мы боролись.

Сегодня нам регулярно приходится видеть людей, которые боятся признаться себе в том, что твой проект всё. Особенно, когда речь идет о стартапе.

Мы тоже были в таком состоянии: если ты сейчас признаешь поражение, то ты уже фиксируешь убытки, а если не признаешь – то можно в этом состоянии существовать достаточно долго. Убытки копятся, но ты себя тешишь призрачной надеждой, что надо немного потерпеть и все наладится. Это очень опасное состояние, которое сильно истощает ресурсы. Теперь, когда к нам приходят клиенты в этой же ситуации, мы говорим прямо: «Поверьте, надо просто остановиться».

Да, ошибка обошлась нам дорого, зато сегодня есть понимание стартапов, если мы видим, что пошло не так, мы стараемся подсказать, что можно улучшить. Этот проект можно воспринимать как недешевое, но качественное повышение квалификации. Побывав в шкуре заказчика, начинаешь понимать, что ему нужно, что он чувствует при этом - и пытаешься ему помочь.

С тех пор мы стали гораздо больше вникать в бизнес клиента, задаваться вопросами: «А зачем это делать?», «А почему именно так?». И стараться все-таки быть полезными не только как программисты, которые пишут код, а как люди, которые помогают автоматизировать, сделать работу удобнее и выгоднее.

Почему мы все равно гордимся Tik-Tok Coach?
Для нас очень важно, что проект получился провальным только с коммерческой точки зрения. С точки зрения реализации, функционала, технологий – это продукт, которым мы можем похвастаться и после столько лет. Система, написанная в 2013 году, работает по сей день без сбоев, функционирует стабильно, никаких правок, исправлений и багов в ней нет. Многие технологии, которые мы взяли на вооружение, стали популярны только спустя 6-7 лет после релиза Tik Tok Coach.
Несколько компаний стали нашими постоянными клиентами, они фактически построили работу вокруг этого сервиса. Но доходы от этого недостаточные, чтобы вести коммерческую разработку. Поэтому сейчас мы приняли решение сделать сервис бесплатным для всех. Если хотите – тоже можете попробовать.

С точки зрения продукта, мы можем гордиться тем, что сервис достаточно гуманный и содержит ряд фишек, которых нет ни на одном подобном проекте. Все они направлены на то, чтобы сотрудникам было проще (морально и физически) пользоваться тайм-трекером.

«Маленькие скриншоты» - этот режим дает возможность фиксировать, что творится на экране монитора, но прочитать, например, личную переписку, невозможно.
Черный квадрат. Если на скриншоты попало что-то, чего не стоит показывать работодателю, это можно закрыть черным экраном (и скриншот без него храниться не будет). Другой вопрос, что руководство может заинтересоваться, откуда у сотрудника так много «закрытых» скриншотов.
Удобство ввода задач. Все задачи можно просто вводить в текстовом формате – система сама распознает их и, допустим, определит, что «завтра» — это определенная дата и она должна стоять в другом поле. Подобный функционал уже был реализован, например, в сервисе «Remember the milk», но именно для трекера он использовался впервые. Учитывая, что на дворе был 2012-2013 год, в то время понятие искусственного интеллекта было не в ходу, но здесь можно похвастаться тем, что использовались принципы ИИ.
Интерактивное «фото рабочего дня». Все время рабочего дня разделено на секции-квадраты, которые можно легко перемещать с одной задачи на другую, если вы забыли переключиться.
Защитный интервал. Случайно стартовали не ту задачу? У вас есть 10 секунд, чтобы сменить ее и все время со старта автоматически перейдет куда надо.
Чем мы можем похвастаться с технической точки зрения? Мы начинали этот проект, когда не было Big Data и машинного обучения. Но, по сути, это оно и есть: мы накапливаем большой объем информации о показателях пользователя и выявляем закономерности между ними.
Гибридные приложения. Эта технология стала популярной гораздо позднее 2012 года, когда мы ее реализовали. У нас сама клиентская часть – это гибридное веб-приложение, то есть внутри клиента на самом деле встроен веб-браузер, а интерфейс построен фактически как веб-приложение внутри десктопного.
Взаимодействие между обработкой логики и интерфейсом. Наш интерфейс — это встроенный веб-браузер, а для обработки логики у нас был написан небольшой сервер. И чтобы передавать информацию из интерфейса в логику и обратно использовалась одна интересная особенность. Подробно об этом можно прочитать по ссылке на «Хабре».
В веб-части мы тоже получили интересный опыт. Мы используем Ext JS — библиотеку JavaScript для написания интерфейсов а-ля десктопные. Мы глубоко переработали интерфейс этой библиотеки. Мы пользовались этой библиотекой и ранее, но в данном случае раз полностью переделали весь интерфейс. Глядя на него, невозможно понять, что там Ext JS – тоже весьма специфическое решение для корпоративных приложений.
Раз в месяц мы делаем рассылку с анонсом новых кейсов и статей, опубликованных на сайте.
Подпишитесь на обновления.
Гарантируем - никакого спама. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой в отношении обработки персональных данных.