HWdTech
Программирование — бизнесу: как мы делаем ЭТО?
Как бизнес-задачи вывели программистов «из тени» и оказалось, что коммуникация — конек IT-сферы.
Есть такая идиома в английском — «it's not rocket science», буквально — «это не ракетостроение». Мы обычно в таких случаях говорим — «это не высшая математика». То есть: «Хэй, это же просто!». Не заумно, не заоблачно — доступно и понятно.

Наша цель такова: клиентам должно быть понятно все то, что мы с помощью программирования делаем для их бизнеса. Наша работа не должна быть для них «загадкой», когда они даже не знают, за что именно платят.

Поэтому мы уверенно говорим: программирование it's not rocket science для них и для нас. Это просто: просто оптимальный способ решения бизнес-задач с помощью наших умений и знаний.
Как это было устроено раньше?
Еще лет 10−15 назад у разработчиков (и у нас в том числе) преобладали задачи, связанные именно со спецификой программирования. Например, реализовать обмен сообщениями или почтовый сервис, написать блог или форум. Были специалисты, которые занимались написанием баз данных, организацией хранения информации и т. д.

Подобные задачи относятся к инфраструктурным. Реальную выгоду от их решения пользователь, как правило, «пощупать» не может — но без них невозможно запустить ни один проект.

Тогда, лет 10−15 назад, можно было считать, что программирование — это действительно «rocket science»: разработка шла на уровне технологии, а заказчик ни слова не понимал.

Факт: В Индии была широко распространена практика оценки труда программиста по количеству написанного им кода: чем больше строк — тем лучше специалист работает и, следовательно, выше оплачивается. Находчивые разработчики специально удлиняли все, что могли, тем самым породив еще одну идиому — «индусский код».
Как это работает сегодня?
C одной стороны, сегодня программирование — это кое-что «пострашнее» ракетостроения. В нем одна цель — чтобы ракета летела, а для программистов бизнес ставит столько невероятно разноплановых задач, как будто каждый из них ракетостроитель-вокалист-экзорцист, имеет водительские права для БелАЗа, черный пояс по дзюдо, кубок Сибири по рыбалке, научную степень экономиста и отлично печет печенюшки. Ну хорошо, печенюшки иногда не нужны.
Сейчас акцент смещается: базы данных, системы обмена сообщениями, библиотеки, фреймворки, платформы и многое другое уже «изобретено», оно работает и решает, буквально, все инфраструктурные задачи. Более того, вся эта система сейчас настолько развита, что если программист попытается реализовать что-то заново, то, наверняка, его «поделка» окажется менее качественной.
Это и лежит в основе нашего рабочего манифеста: само программирование не так ценно, как решение задач с помощью программирования.
Поэтому акцент постепенно смещается от инфраструктурных задач в сторону бизнес-задач, решение которых необходимо конкретным пользователям. Миссия программиста сегодня не в том, чтобы просто написать код, а в том, чтобы собрать из существующих решений и инструментов тот проект, который будет удовлетворять потребности бизнеса.



Как организована наша работа?
И пока программистов в вузах учат по-прежнему «писать код», профессиональная сфера требует от них уже немного других навыков, главный из которых – это коммуникация. У всех на устах, к примеру, философия Agile (от англ. «проворный»). По науке, это семейство «гибких» подходов к разработке программного обеспечения. По факту – это программирование, основанное на адекватности подхода к работе, человеческом отношении между разработчиком и клиентом и отлаженной коммуникации на всех уровнях.
Стереотип о «бородатых диких программистах», которые кодят, сидя в уединённой пещере, уходит в небытие. Напротив, бизнес-сообщество активно перенимает опыт и технологии работы (например, тот же agile) у IT-бизнеса. Оказалось, что эти вот «интроверты» отладили коммуникации с клиентом так, что у них есть чему поучиться.
Евгений Тюменцев
генеральный директор «Hello World! Technologies»
Сейчас перед нами стоит проблема ускорения процесса производства. Для ее решения необходимо, чтобы коммуникация шла напрямую. Многие детали проекта доступны только разработчику. И если тот не будет замотивирован выдавать заказчику обратную связь – проект будет страдать. Программисту никак нельзя действовать по принципу «мне сказали – я написал», необходимо вникать в то, как будут пользоваться его разработкой, уметь вовремя сообщить, что «так это работать не будет». Раньше на такую обратную связь часто «забивали», программистам говорили: «Ваше дело код писать». А сейчас к этому начинают прислушиваться, эффективная коммуникация рассматривается как один из главных источников ускорения производства.
Согласно современным требованиям, программисту необходимо развивать не только его hard skills, то есть исключительно профессиональные навыки, но и soft skills, «мягкие навыки» – к ним относятся, в том числе, ответственность, учтивость, умение слушать, говорить и договариваться. Акценты смещаются, профессия программиста трансформируется - и, собственно, спрос с них уже не такой: «пишет код – и хорошо». Вопрос в том, решает он задачи или нет.
Мы в «Hello World! Technologies» не только пишем и говорим об этом, но и следуем своему манифесту и отвечаем на современные запросы бизнес-среды. И на примере своих кейсов показываем, как именно мы можем, применяя знания в области программирования, решать задачи, стоящие перед бизнесом.