Презентации дипломов: разбираем ошибки на примерах
Типичные ошибки, которые мы нашли в студенческих презентациях и предложили варианты исправления. Часть 2.
03-06-2019
IT-стажировка, обучение
Время чтения: 7 минут
Часто оформленная без ошибок презентация все равно вызывает недовольство аудитории и "не дотягивает" до хорошей оценки. Почему? Давайте разберемся с подводными камнями ключевых слайдов на примерах студенческих работ.
Неверная аргументация на слайдах «Актуальность» и «Результаты»
Нередко вся презентация с самого начала выглядит провальной только потому, что автор создал слайд «Актуальность работы», а потом написал на нем несусветную ерунду. Не лучше, когда «закончил за упокой», то есть написал ерунду на слайде «Результаты».
Примеры
Перед нами слайд из презентации «Разработка системы проверки уникальности исходных кодов компьютерных программ» (ЮУрГУ)
Нужно, чтобы слайд «Результат работы» не просто существовал в вашей презентации. Необходимо, чтобы содержание этого слайда было очевидно для ваших слушателей. А если в качестве итога вы пишете «Спроектирована система проверки уникальности исходных кодов» (как на примере справа), сразу возникают вопросы. Какой результат дает эта система?
Напомним, существуют ошибки первого рода и ошибки второго рода. В первом случае мы ошибочно выдаем то, что не является плагиатом, за него. А во втором, напротив, упускаем из вида тот факт, что в коде плагиат содержится, не отслеживаем этого. Мы не можем понять по данному слайду, действительно ли после «успешного тестирования» оказалось, что система работает без этих ошибок.
Чего не хватает этим «Основным результатам»? Конкретного результата работы системы. С примерами, скриншотами и ответом на вопрос, какой процент плагиата был выявлен.
Перед нами слайд из презентации «Разработка системы обработки математических рукописных формул с применением нейросетевых технологий» (ЮУрГУ)
Другой пример — слайд «Актуальность» работы. Временами она не читается, как в данном случае. Обратите внимание на первый раздел. То, что задача не решена на уровне промышленных разработок — не значит, что она актуальна. Может быть, это просто никому и не надо.
Если оставить в первом пункте все как есть, у нас возникает логическая ошибка. То, что эта задача не решена, не является подтверждением того, что она актуальна. Скорее наоборот, это может являться доказательством того, что она совершенно НЕ актуальна.
Например, задача пересчета ласточек в городе Омске тоже не решена. Но кому это надо? Если возникнет необходимость, например, у экологов, тогда они и посчитают. В целом, обоснования подобного рода лучше не использовать, и тем более не в самом начале вашего слайда.

Второй пункт — «обеспечение доступности». Вспомним снова пример о ласточках: «Давайте выложим отчет о подсчете ласточек в общедоступный вид». Добавит это ему актуальности? Нет.

Третий пункт: «Существует множество цифровых форматов записи формул». Это вообще к актуальности не имеет отношения.

Можно сказать, что в данной работе актуальность работы (или же, другими словами, мотивация, зачем мы провели это исследование) практически не обоснована. На защите это может стать серьезной преградой между вами и хорошей оценкой.
Как можно исправить данный слайд?

Первый вариант: можно «найти» категорию людей, которым необходима данная система. Например, есть математики, которым в силу возраста/привычки тяжело набирать текст в редакторе, и они хотели бы, чтобы их рукописный текст быстро превращался в электронный.

Второй вариант: обосновать необходимость оцифровки каких-либо ценных математических текстов.

Третий вариант: возможно (чисто гипотетически) кто-то посчитал, что написание формул от руки и последующее распознавание — это гораздо быстрее, удобнее и выгоднее, чем набор математического текста сразу.

Еще одно просто обоснование: «мы хотим изучить возможность применения нейросети в распознавании рукописного математического текста». То есть, изучение в данном случае тоже более-менее актуально. Хотя, опять же. может возникнуть вопрос «А зачем?». Было бы отлично, если бы от исследования была реальная польза, отраженная в данном слайде.
Перед нами слайд из презентации «Разработка интернет-магазина «Книги» (ЮУрГУ)
Оба пункта данного слайда похожи на неточную цитату из фильма про Шурика: «В наши годы космические корабли бороздят просторы Большого театра». Примерно так — об актуальности проделанной работы и речи нет. Непонятно, откуда взялась информация о том, что расходы на содержание торговых площадей так велики? Где расчеты? Может это правда, а может быть все расходы на помещения составляют не более 10% от общей суммы. А тут мы просто теоретизируем, без доказательств.
Во-вторых, интернет-магазин — это, конечно, полезная штука. Но когда ты выходишь на просторы Сети, твой «магазин «Книги» начинает конкурировать с другими крупными площадками, продающими литературу. И оказывается, что на площадях ты экономишь, но только для того, чтобы быстрее закрыться.
Что касается второго пункта, здесь тоже все печально. В 1991 году наличие интернет-магазина это было бы шикарным конкурентным преимуществом, правда Интернета не было. Но сейчас интернет-магазины, инстаграм-аккаунты и прочее есть у всех, кто хоть что-то продает, а потому это никакое конкурентное преимущество. Тем более, никак нельзя уверенно утверждать, что большинство компаний ищет новых клиентов и поставщиков в основном через Интернет. Второй раздел «Актуальности» не просто несостоятельный, а провальный.
Что могло быть действительно «Актуальностью» для данной работы? Например, информация о том, что существует некая компания «Х», которая продает книги, и ей нужен интернет-магазин. Тогда все экономические вопросы — на совести этой компании. Ее руководство почему-то для себя решило, что интернет-магазин нужен, а автор диплома выполняет поставленную задачу. Это нормальное обоснование «Актуальности» в том случае, когда работа техническая. Если бы это был диплом по экономической специальности, пришлось бы приводить иные доводы. А в данной ситуации просто нужно показать, что есть клиенты, которым этот интернет-магазин нужен, тогда все актуально и вопросов нет.
Отсутствие ключевых пунктов - «Цели», «Задачи», «Выводы»
Нарушение структуры превращает вашу исследовательскую/дипломную работу в слабенький обзорный «реферат» по теме. Подробнее о правильной структуре читайте здесь.

Если кто-то из ваших слушателей окажется не знаком с областью ваших исследований, ему вообще будет трудно понять, о чем идет речь, не говоря уже о ценности вашей работы. Это может стать большой проблемой для вас, особенно когда дело дойдет до оценок.
«Дальнейшие направления работы»
Слайд с таким заголовком делать не стоит, хотя часто студенты добавляют его в свою презентацию. Почему не нужно? Это часто воспринимается как один из признаков, что в выполненной работе чего-то не хватает и автору нечего сказать, поэтому он перешел на «прожекты».
Это так не работает!
Сразу возникает вопрос — а кто будет эти дальнейшие исследования проводить? Наверняка уже не автор работы — он ведь выпускается. А комиссия тем временем жаждет оценить, что студент уже сделал, а не то, что он планирует.
Есть негласное правило о том, что только тот, кто защищается на степень доктора наук может себе позволить поставить вопросы/задачи на будущее в своей работе. Потому что доктор — это фактически человек, который открыл свое направление в науке и ему обязательно надо показать, что оно перспективное, содержит какие-либо сложные, нерешенные задачи. Поэтому при защите докторской «дальнейшие направления», напротив, показывают высокое качество проделанной работы.
А вот всем остальным, даже кандидатам наук, это, можно сказать, не по статусу.
К тому же, если ты студент, комиссия может заподозрить, что ты в своей работе что-то не доделал. Может появиться вопрос, почему ты, собственно, в процессе подготовки диплома/проекта то, о чем написал в разделе «Дальнейшие направления работы» не сделал сразу.

Ставится вопрос о неполной реализации работы и если комиссия не очень хорошо настроена по отношению к студенту, он может потерпеть фиаско.
Перед нами слайд из презентации «Разработка интернет-магазина "Книги"» (ЮУрГУ)
«Дальнейшее улучшение» для интернет-магазина книг: добавление функционала по оплате с помощью электронных платежных систем. Что это значит? Что фактически интернет-магазина так создано и не было. Основная функция интернет-магазина какая? Правильно, продавать книги. А в данном случае заказ оплатить нельзя, значит продавать тоже нельзя. Можно сказать, автор сам признается, что поставленную себе цель он так в ходе работы и не выполнил.
Резюме
В данном разделе мы побеседовали о наиболее серьезных, но не всегда очевидных ошибках в сути ключевых слайдов. Будем рады узнать, какие еще недочеты, по вашему мнению, могут испортить презентацию. В следующей части рассмотрим примеры качественных слайдов и хороших презентаций.

Если вас интересует, как подготовиться и избежать ошибок в устной части выступления, рекомендуем прочитать вот этот материал.

Также мы по-прежнему готовы помочь вам и разобрать вашу презентацию индивидуально. Можете прислать нам свою презентацию для комментария в VK или на почту, наши эксперты ее прокомментируют и дадут полезные советы.
Продолжение следует
Задавайте вопросы! Мы, в свою очередь, планируем продолжить данный цикл статей и рассказать как можно больше о том, как писать резюме, как попасть на стажировку, чему учиться самостоятельно и многое другое.
Раз в месяц мы делаем рассылку с анонсом новых кейсов и статей, опубликованных на сайте.
Подпишитесь на обновления.
Гарантируем - никакого спама. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой в отношении обработки персональных данных.