hwd tech
блог
IT-стажерам и студентам:
как сделать презентацию

Наши советы тем, кто хочет создать простую, но качественную презентацию. Без каких слайдов не обойтись, как оформить, что говорить, как отвечать на критику и многое другое.
15-04-2018
IT-стажировка, обучение
Время чтения: 7 минут
На любом публичном докладе, будь то защита научной работы, курсовой, диплома, диссертации и так далее, грамотно сделанная презентация — это своего рода ваш помощник и щит между вами и «кровожадной» аудиторией. И на самом деле, ее подготовка — вовсе не rocket science. Любую презентацию можно уложить в короткую логичную схему.
Часть первая. Мотивация.
Это ваш первый слайд и цель его очень проста. Ваша аудитория, возможно, вообще никогда не слышала и не задумывалась о существовании той задачи, которую вы описываете. Честно говоря, считать, что все преподаватели/рецензенты/эксперты всегда в курсе того, что вы рассказываете — глубокое заблуждение. Например, если речь идет об исследовании, то, вероятнее всего, в нем «наследили» интересы вашего научного руководителя, и часто они далеки от интересов других слушателей.
Поэтому первым делом вызываем любопытство у аудитории. А для этого надо объяснить, зачем и для чего вообще поставленную вами задачу надо решать. Учтите, важность проделанной вами работы слушатели оценят именно по указанным причинам — для чего вы ее делали. Кроме того, если вы поработаете над тем, чтобы слайд и комментарии к нему были интересными, оригинальными, у вас есть шанс привлечь внимание и расположить к себе аудиторию с самого начала.
Что может быть на мотивационном слайде?
Эпиграф:
«Ценность моей дипломной работы состоит в том, что без нее мне не дадут диплом».
Если вы не очень-то в курсе, зачем, на самом деле, вы выполняли ту или иную задачу, давайте что-нибудь придумаем. Традиционно, если говорить о научных докладах, мотивационный слайд включает историческую справку. Когда вы решаете какую-то задачу в некоем варианте, принято рассказывать про основоположников: кто ее первым поставил (и зачем — он-то, наверняка, знал), и кто внес вклад в ее решение. А потом уже переходить к тому, чем ваша задача отличается от оригинала. К тому же, если ваших слушателей заинтересует этот вопрос, им легче будет найти первоисточники.
Сколько времени говорить о мотивации?
Если вы студент, ваш доклад вряд ли продлится дольше пяти минут. По крайней мере, стремитесь к тому, чтобы излагать свои мысли кратко — даже для защиты кандидатской выделяется лишь 40 минут на все, включая вопросы. Поэтому ваш лимит — 5 минут — вполне достаточный для студента с точки зрения статистики.

О мотивации можно спокойно говорить 1 минуту. На самом деле, 60 секунд — это очень много, когда вещаешь вслух и по теме.
Часть вторая. Постановка задачи.
Это будет ваш второй слайд. И он нужен для того, чтобы слушатели могли оценить, что вами было сделано. Первый слайд «зачем», второй — «что делали». Именно здесь и сейчас вы должны четко сформулировать, о чем пойдет речь в основной части, на следующих 2−3 слайдах. Желательно, чтобы все формулировки здесь были четкими, задачи — не расплывчатыми, а конкретными.
Например
Например, наша работа называется «Экспериментальные методы разведения опоссумов». На мотивационном слайде мы пишем: «Опоссумы не хотят размножаться и это проблема – в мире без опоссумов будет скучно. Чтобы их спасти, умные люди придумали экспериментальные методы разведения». А на слайде «Постановка задачи» будет вот что: «Для себя я поставил следующие задачи: 1. Изучить экспериментальные методы. 2. Выделить оптимальные. 3. Провести эксперимент по разведению опоссумов».
На «Постановку задачи» обычно тратится немного времени. Более подробно история вопроса раскрывается в «Мотивации», а здесь вы просто уточняете, что именно изучали по этой обширной тематике. На этот слайд достаточно заложить не более 30 секунд.
Часть третья. Основная.
Для раскрытия темы основной части презентации вам достаточно будет двух-трех слайдов, соответственно, это будет третий-пятый по порядку. Здесь вы описываете основную суть решения поставленных в предыдущей части задач, свой уникальный опыт. Содержание этих слайдов целиком и полностью зависит от того, какую работу вы проделали и что именно вы хотите рассказать о ней аудитории.

На основную часть мы закладываем примерно три минуты своего времени «в эфире». Больше 2−3 слайдов не стоит делать как минимум потому, что вы не успеете все показать и уложиться в тайминг. Логичнее всего делать слайдов основной части столько, сколько задач было поставлено. Например, если их три — создаем по одному слайду на каждый пункт.
Часть четвертая. Результаты.
Шестой слайд будет содержать информацию о результатах ваших исследований, на него у вас уйдут оставшиеся от «пятиминутки» 30 секунд.

Заключение должно быть составлено так, чтобы было понятно, что все задачи, которые были обозначены на втором слайде, были выполнены. Потому что слушатели оценивают именно то, насколько результат соответствует поставленным задачам.

Один из простых и беспроигрышных приемов — просто перечислить те пункты, которые вы выделили в «Постановке задачи» и добавить к ним слова «сделано», «получено» и пр., а также подкрепить различными цифрами, графиками.

В итоге весь наш доклад поместился в 6 слайдов и пять минут.
Советы по оформлению
На слайдах не должно быть много текста.
И даже не пытайтесь впихнуть туда невпихуемое. Во-первых, вам захочется читать текст со слайдов, а не рассказывать. При этом сидящие в аудитории прочитают его раньше вас (чтение «про себя» всегда быстрее, чем вслух), и выглядеть вы будете так себе. В лучшем случае — «тормозом». В худшем вы будете монотонно бубнить и растеряете внимание слушателей.

Напротив, если текста будет немного, то все внимание достанется вашему рассказу. Слайды должны лишь дополнять, усиливать, подчеркивать его, а не заменять.
Шрифт должен быть крупный и не мудреный.
Нужно, чтобы все ваши замечания на слайдах можно было легко прочесть. Кроме того, если шрифт будет крупный, много текста и не поместится. Максимум 2−3 фразы, которые могут быть оформлены как текст или как список. При выборе шрифта остановитесь на какой-нибудь одной гарнитуре, пусть это будет современный шрифт без лишних засечек и украшений. Tilda рекомендует Open Sans, Roboto, PT Sans (это бесплатные простые шрифты). Акцентировать внимание на деталях можно, меняя насыщенность шрифта.
Картинки и графики добавлять можно и нужно.
Это иллюстративный материал, который помогает наглядно продемонстрировать проделанную работу. Если можно заменить текст изображением — сделайте это всенепременно. А вот таблицы вам не друг: как правило они содержат много цифр, захламляющих слайд. Вместо них лучше использовать графики, которые наглядно продемонстрируют гораздо больший объем информации.

Инфографику в научный доклад вставлять не принято, а для студентов лучше использовать более легкий контент — забавные картинки, «фото котиков» и пр.
Подумайте о цвете
Оформляя слайды, используйте 1−2 основных цвета для фона, текста и иконок. Не стоит охватывать целую палитру сразу. Чтобы помочь вам с выбором цветов, ниже мы привели ссылки на ресурсы, предлагающие готовые гармоничные сочетания.

Обратите внимание на контрастность. Текст должен хорошо читаться, особенно если вам предстоит показывать слайды с проектора в светлом помещении. Например, если вы сделаете светлый шрифт на белом фоне, скорее всего, его просто не будет видно, и вся презентация пойдет насмарку.
Советы по выступлению и подготовке к нему
Не читайте
Читать «по бумажке» нельзя никогда, потому что никогда нельзя. Это производит самое плохое и удручающее впечатление.
Не зубрите
«Ага, нельзя читать, значит задолблю наизусть, как дятел, и не собьюсь!». Как бы ни так! Если вы заучили все до последней точки, вас легко могут перебить, отвлечь и сбить с мысли. Вернуться к прерванному повествованию будет крайне тяжело. К тому же, в результате каких-либо замечаний структура доклада может меняться прямо на ходу. И если вы рассчитываете только на заученный текст, можете потерять мысль и скомкать все содержание своего рассказа.
Реагируйте на действия аудитории
Если в вас кидают гнилыми помидорами — бегите! Шутка. Речь о том, что, если кто-то, например, использует некое определение, синоним того, которым оперируете вы, гораздо выгоднее подстроиться под собеседника, переключиться и говорить на его языке, его терминами. Это произведет очень хорошее впечатление. И это совершенно невозможно будет сделать, если вы все заучили наизусть.
Слайды – это ваши помощники
Не стоит делать их «главными» в своем выступлении. Слайды — это опорная схема рассказа. На них должно быть ровно то, что напомнит вам, о чем нужно говорить дальше. Тогда рассказ будет живым, а вы будете выглядеть подкованным оратором. Плюс для аудитории каждый пункт доклада будет раскрываться визуально, но основное внимание будет обращено на вас.
Репетируйте
Если читать и учить нельзя, конечно же, надо подготовиться к тому, чтобы говорить своими словами. Рекомендуем вам проговорить весь доклад, отрепетировать свое выступление и проверить, укладываетесь ли вы в тайминг, все ли «уложилось» в голове. Не рекомендуется, особенно поначалу, просто «нарисовать» презентацию и успокоиться в надежде, что дальше все само получится.
Вам задают вопросы
Будьте к этому готовы — вас обязательно о чем-нибудь спросят. Это нормально. И это совершенно не значит, что ваш доклад чем-то плох, наоборот, если есть вопросы, значит вам удалось заинтересовать аудиторию.

Главное, если вам задали вопрос — не надо вступать в полемику. Не пытайтесь объяснить собеседнику, считаете ли вы его вопрос правильным/неправильным/уместным/идиотским. Просто скажите «Спасибо» за вопрос и дайте тот ответ, который считаете нужным, без комментариев об актуальности вопроса. Если вопрос был настолько неуместным, что после него все вылетело из головы — посмотрите на слайды и вернитесь к рассказу.
О, ужас! Вы не знаете ответа на вопрос
И вовсе не ужас. Просто скажите об этом честно: «Данный вопрос в связи с моей работой я не изучал». Не нужно искать отмазки. Во-первых, их легко обнаружить и впечатление они портят. А во-вторых, собеседник вас с легкостью «закопает»: задают вопрос — вы пытаетесь «отмазаться» — задают уточняющий вопрос — вы влипли еще сильнее. Так и до полного провала недалеко. Проще честно сознаться и поблагодарить за идею/предложение/наводку, а затем вернуться к повествованию.
Будьте настоящим джедаем
Не тушуйтесь. Порой возникают такие вопросы (особенно в IT-сфере), мол, «а чего это не исследовали?», «а почему эту область не охватили?». Спокойно отвечайте им: «В тему моей работы это исследование не входило». Если продолжают настаивать, что входило — ничего не поделаешь! Главное, не спорьте. Уточните спокойно, что не прорабатывали этот вопрос (увернитесь от летящих в вас тапков) и продолжайте рассказ. Далее это будет задача всей аудитории — оценивать, раскрыли вы тему или нет. А ваша задача — защитить работу корректно и в позитивном ключе, а не устроить дискуссию и разбор полетов.
Будьте корректны с аудиторией
Постарайтесь никого не обидеть случайными высказываниями. Например, часто студенты делают ошибки, называя «пожилыми людьми» неких респондентов в возрасте 40−50 лет. Учитывая, что в аудитории могут быть слушатели гораздо старше, которые к «пожилым» себя относить как-то совсем не готовы, неловкой ситуации не избежать. В наш век толерантности сложно никого не обидеть, но все-таки лучше избегать шуток про «блондинок», «пенсионеров», «гуманитариев», «иностранцев» и пр. Мало ли кто вас слушает!
Полезные ссылки:

Палитры https://flatuicolors.com/

https://color.adobe.com/ru/create

Цветовые круги https://colorscheme.ru/

Бесплатные иллюстрации в высоком разрешении https://pixabay.com/

https://www.pexels.com/

Иконки на все случаи жизни https://thenounproject.com/

https://www.flaticon.com/

Мудборды https://www.pinterest.ru/
Предлагаем вам нашу помощь! Если вы такой молодец и дочитали до конца – держите «подарки» Судьбы:
1. Вот прямо сейчас можете взять и прислать нам свою презентацию для комментария. Если хотите, отправляйте презентацию в VK или на почту, наши эксперты ее прокомментируют и дадут полезные советы.

2. Если хотите, мы углубимся в тему и вместе разберем примеры хороших и плохих презентаций, которые проиллюстрируют все вышесказанное. Хотите? Тогда «тык» в кнопочку в нашем голосовании Вконтакте.
Продолжение следует
Задавайте вопросы! Мы, в свою очередь, планируем продолжить данный цикл статей и рассказать как можно больше о том, как писать резюме, как попасть на стажировку, чему учиться самостоятельно и многое другое.
Раз в месяц мы делаем рассылку с анонсом новых кейсов и статей, опубликованных на сайте.
Подпишитесь на обновления.
Гарантируем - никакого спама. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой в отношении обработки персональных данных.