14 Ноября 2019
Reading time: 3 min
— Как вы думаете, со скольки лет вообще стоит заниматься с детьми программированием? Может, еще в детском саду пора начинать?
— По моему мнению, раньше 8 класса начинать не рекомендуется. Для занятий программированием мозг должен быть уже в некотором роде зрелым, должно сформироваться алгоритмическое мышление хотя бы на начальном этапе. Но если ребенок сам проявляет интерес — то уж точно не надо бить его по рукам. Просто нужно учитывать, что ему будет интересно, но сложно — и потребуется помощь. В целом, для жизни сейчас программирование вещь необязательная, важно быть нормальным пользователем ПК, а для этого иметь навыки разработки вообще не требуется.
— Стоит ли тогда вообще как-то к этому «подталкивать» или лучше занять позицию наблюдателя — сам заинтересуется, тогда и помочь?
— Обучение пойдет хорошо, если будет грамотная мотивация. Как и с любым делом, мотивацию нужно создать. Когда я сам учился в 8 классе, полноценный компьютер стоил как три автомобиля. Они тогда мало у кого были. Поэтому интерес к урокам информатики был особый, а там нас замотивировали просто — кто сам напишет игру, тот может до конца года играть на компьютере совершенно «легально». Поначалу попытались точно все. Кому-то в итоге удалось, кому-то нет. Но, по правде говоря, никто так и не поиграл — как только одна задача заканчивалась, за ней следовала другая, это было увлекательно.
— С чего стоит начинать обучение программированию, если речь идет о подростках?
— Сейчас «войти в IT» проще, чем раньше, но при этом разнообразных навыков требуется больше. Начинать надо с наглядных вещей, чтобы была хорошая обратная связь, чтобы ребенок видел результат своих действий. Игры, наверное, до сих пор считаются самыми «удобными» задачами для того, чтобы начать программировать.
— Почему? Это ведь игра, а не учеба получается…
— Игры хороши не только с точки зрения мотивации и обратной связи, но и с точки зрения педагогики. С их помощью достаточно просто смоделировать ситуацию, в которой ученик сам найдет свои ошибки, придет к противоречию и поймет, каким образом можно решить задачу, а каким — нет. При разработке игры можно придумать какие угодно правила, приводить примеры и контрпримеры, чтобы научить видеть неудачные способы решения задачи — и удачные.
— Есть ли какие-то шансы, что программирование когда-нибудь будет в школьной программе с 1 класса, как математика?
— Я бы такого не хотел. Немаловажно то, что у младшеклассников организм еще растет, развивается, и такая нагрузка на глаза (а она при программировании серьезная!) будет негативно сказываться. Лучше избегать таких нагрузок и больше спортом заниматься — и так достаточное время придется за партой провести. Кроме того, в первом классе маленький человек еще далеко не всегда осознает даже буквы русского языка. А программирование должно быть осознанным занятием даже для маленького человека, а не реализацией амбиций родителей или наставников.
Читайте также